Неоспоримым является тот факт, что все мы сегодня, независимо от политических и других предпочтений, заинтересованы в сильном, независимом государстве с не только богатой своим потенциалом сырьевой базой, но и развитой перерабатывающей и производящей готовую продукцию высокого качества промышленностью. Очевидно, что без развития науки, годом которой объявлен текущий 2021, достичь этого просто невозможно. Но сама по себе наука не может существовать «в вакууме», без прямой и обратной связи с другими элементами системы государственной машины. Ключевым моментом здесь являются связи между составляющими: наукой, образованием, производством. Не прибегая к перечислению многих научно-технических достижений мирового уровня, являющихся следствием некогда неплохо отлаженной работы этой подсистемы, зададимся вопросом, воздействие каких внешних факторов оказывает на неё наиболее эффективное влияние?

Другими словами, что является залогом успешного формирования грамотного специалиста своей области? Выделим здесь, в первую очередь, просвещение широких масс населения, поскольку приток абитуриентов и уровень их общей подготовки определяет характер дальнейшего образовательного процесса. Но, как показывает статистика, не смотря на достигнутый уровень развития информационных технологий, которые, казалось бы, должны способствовать улучшению ситуации в этом направлении — развивать эрудированного, рационально мыслящего индивида, ситуация совсем иная. Особенно чувствительны к этому обстоятельству высшие учебные заведения, продуктом которых должны быть не только дипломированные специалисты, но и кадры высшей квалификации, двигающие науку вперёд.

Говоря о высшем образовании вообще, стоит также упомянуть, что не мало негативных моментов проникло в его структуру с переводом, хотя бы и частичным, государственных вузов на рыночную основу в постперестроечный период истории нашей родины — конкуренция, адаптация к спросу рынка работодателей выливаются дополнительной нагрузкой на профессорско-преподавательский состав. Качество подготовки студентов при этом неизбежно страдает. Да и система подготовки приличного специалиста теперь в большинстве случаев двухуровневая — бакалавриат и магистратура, с периодами обучения соответственно 4 и 2 года. Естественно, многие останавливаются на первой ступени, в то время как творческие качества обучающегося раскрываются в магистратуре, при выполнении исследовательских работ научного характера.  Поэтому в современных реалиях исполнитель и руководитель среднего звена — это бакалавр, топ-менеджер — магистр. Таким образом, показателем полноценности вуза, де-факто, является наличие магистратуры, не говоря уже о способности подготовки кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук.

Не все вузы выдержали испытание реформенного периода, который продолжается и в настоящее время, количество их, как показывает статистика, сокращается. На периферии колоссальное влияние оказывает демографическая проблема, вследствие чего процентное соотношение поступающих в столичные вузы растёт. И они, получив диплом, в большинстве случаев не возвращаются в родной провинциальный город, либо долго в нем не задерживаются. А как известно, количество переходит в качество, то есть в недалёком будущем возможен кадровый голод на предприятиях в провинции. Именно поэтому необходимы меры по поддержке и развитию инфраструктуры вуз–предприятие в малых городах с градообразующим промышленным сектором на самом высоком уровне, чего, по большому счёту, не наблюдается. В сложившихся условиях в какой-то мере исправить ситуацию к лучшему могут инициативные меры снизу, базирующиеся на комплексном взаимодействии уровней школа–вуз–предприятие.

В качестве примера успешно функционирующего вуза на протяжении многих лет, с момента его основания в 1957 году как учебно-консультационного пункта Всесоюзного политехнического института (Москва), можно привести Сарапульский политехнический институт (СПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»). Своевременно мощный толчок к преобразованию филиала был дан с приходом к руководству кафедры «Конструирование и производство радиоаппаратуры» (КиПР) в 1986 году кандидата технических наук, доцента Подкина Юрия Германовича. Была разработана стратегия развития кафедры и филиала в целом. В 1989 году на кафедре КиПР введена очная форма обучения,  а затем и на кафедре «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», в 1990 году. В это время начинают завязываться деловые связи с предприятиями города, республики, а также соседних областей, заключаются договоры на совместные научно-исследовательские работы, ведущую позицию в которых занимает созданная Подкиным Ю.Г. научная школа. Она, безусловно, заслуживает отдельного внимания — её тематика носит фундаментальный и прикладной характер, направлена на исследование и разработку методов и средств дистанционного контроля и управления технологическими системами. На текущий момент результатом работы школы являются 4 кандидата технических наук, сам Юрий Германович защитил докторскую диссертацию в 2004 году. Выпускники кафедры занимают должности ведущих разработчиков, руководителей, в том числе и крупного звена, в самых разнообразных отраслях промышленности, бизнес-структурах и силовых ведомствах не только регионального, но и федерального уровня. 

С приходом в 2018 году на должность директора д. т. н., профессора Миловзорова Г. В., являющегося специалистом в области инклинометрии, магнитометрии, диагностики нефтегазового оборудования, подготовившего 8 кандидатов и 1 доктора наук, в филиале, по факту, появилась вторая научная школа. В научную работу активно привлекаются молодые преподаватели и штатные сотрудники, а также расположенные к этому студенты, которые рекомендуются к поступлению в магистратуру и далее в аспирантуру. Здесь стоит отметить, что помимо нескольких направлений подготовки по специальностям бакалавриата, к числу которых скоро добавится специальность «Электромеханика», в институте функционирует очно-заочная магистратура по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», также готовится открытие магистратуры по направлению «Конструирование и технология электронных средств», «Экономика». В ближайшее время дополнительно планируется организация проведения консультаций по оформлению результатов научных исследований, написания диссертаций для всех заинтересованных в этом лиц.

 В целях привлечения к поступлению абитуриентов ведётся систематическая профориентационная работа с учащимися школ, колледжей и техникумов города, района и близ лежащих территорий соседних республик. Зачастую подобные мероприятия проводятся под эгидой программы «Сарапульский политех — перезагрузка», участниками которой являются крупные производственные предприятия города, его Администрация и сам институт. Эта программа направлена на тесную интеграцию уровней школа–вуз–предприятие, имеет своей целью создание надёжного источника востребованных кадров  в виде симбиоза всех уровней образовательной системы при поддержке ведущих игроков рынка работодателей. Естественно, что успех во многом зависит не только от тесного контактирования при проведении встреч, конференций и обсуждений по выработке стратегических направлений деятельности участников программы, но и от взаимовыгодного содействия.

В этом году значительную материальную поддержку институту оказали филиал АО «Газпром газораспределение Ижевск» в г. Сарапуле и ООО «СарБИ» при оборудовании учебного корпуса №3. Совместно с АО «КБЭ XXI века» ведутся работы по оформлению интерьера именной лаборатории №4 АО «КБЭ XXI века». Руководство ООО «СЭМЗ» внесло не только свой вклад в материально-техническое оснащение лаборатории №4, но также заинтересовано в развитии научно-исследовательской деятельности молодых учёных института по разработке радиорелейной системы оповещения повреждений линий электропередач. АО «СРЗ», АО «СЭГЗ» и АО «Элеконд» оказали посильную помощь по обновлению парка ЭВМ. Средствами самого института обновляется его лабораторная база — большинство приборов советского производства морально устарели, не имеют возможности коммутации с современными ЭВМ. Закупается метрологическое оборудование, создаются лабораторные макеты.

Хочется верить, что столь тесное взаимодействие будет продолжаться и далее, развиваясь на количественном и качественном уровне. Ведь только интегрируясь, можно противостоять трудностям в неблагоприятных экономических условиях, и, по большому счёту, самим экономическим кризисам, которые периодически возникают в существующей общественно-экономической формации. Как никогда при таких обстоятельствах в отчизне необходимо наличие достаточного количества высококлассных специалистов своей направленности,  одновременно являющихся и всесторонне развитыми, мыслящими свободно от стереотипов членами социума, способных к системному мышлению и поиску решений проблем различного характера. Именно на формирование таких специалистов и работает Сарапульский политех, ставя своей целью не только не снижать планку качества выпускаемого им «продукта», но и устойчиво повышать в дальнейшем. Конечно, судить об эффективности работы института можно по-разному, но гораздо рациональнее всяческое содействие и сотрудничество в достижении поставленных им целей.

 

К.т.н., доцент каф. КиПР СПИ (филиал)

ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

Макшаков Е.Д.