«Никогда не поздно начинать работу над собой.

Но шансы стать высококлассным специалистом

 многократно повышаются, если на пути –

в детстве и юности - встречаются

хорошие и понимающие учителя».

Андреев А. К.

 

Выпускник вечернего отделения Сарапульского филиала Ижевского механического института.

 Годы учебы в институте 1967 – 1973.

Специальность «Конструирование и производство радиоаппаратуры».

    Сарапульский политехнический институт может по праву гордиться своими выпускниками. Он является кузницей производственных кадров для одного из градообразующих предприятий нашего города – Сарапульского радиозавода.

    Встреча с заместителем директора по производству  Александром Кирилловичем Андреевым убеждает в том, что выпускники института занимают ответственные и важные должности на заводе, являются авторитетными руководителями.

    С Александром Кирилловичем мы встретились в музее трудовой славы АО «Сарапульский радиозавод», где выставлены КВ радиостанции, разработкой которых он руководил:

- радиостанция «Лунь» (в производстве с 1976г.), Андреев А.К. - начальник сектора - заместитель главного конструктора радиостанции. Радиостанция «Лунь» обеспечивала связь с мобильными группами на расстояниях, превышающих не одну тысячу километров. Станция использовалась даже для связи с посольствами, расположенными в латиноамериканских странах.

-  радиостанция «Стриж-КМ» (в производстве с 1980г.),  Андреев А.К. разработал блоки возбудителя и цифрового частотного синтезатора,. Радиостанция «Стриж-КМ» верой и правдой служила нашим ребятам в Афганистане. Радиостанция обеспечивала закрытую телеграфную связь. Её дальность покрывала всю территорию страны.

-  радиостанция «Северок-К» (в производстве с 1986г.), Андреев А.К. - заместитель главного инженера КБ - главный конструктор разработки. КВ радиостанция «Северок-К», предназначенная для работы в труднодоступных горных районах. С появлением этой радиостанции у наших разведчиков значительно поубавилось проблем с поддержанием бесперебойной закрытой телефонной связи в горах Афганистана.

    Создавая радиостанции, именно Александр Кириллович закладывал основные принципы и схемы построения этих изделий. На счету у Александра Кирилловича более десятка рацпредложений (первое из которых оформлено ещё во время учёбы в техникуме), четыре авторских свидетельства, патент на изобретение «Устройство для измерения отношения сигнал-шум». Александр Кириллович - почетный радист СССР, ветеран труда завода. Не удивительно, что его имя заняло достойное место в таких изданиях, как «Радиолокация России», «Инженеры Урала», энциклопедии «Лучшие люди России».

    Биография Александра Кирилловича – яркий образец того, как детская увлечённость перерастает в любимое дело и становится основой для творчества, успеха, признания и карьеры. 

    В 1967 году он пришёл на Сарапульский радиозавод (тогда «Сарапульский радиозавод имени Г.К. Ордженикидзе») в должности «техник-конструктор, регулировщик радиоаппаратуры и приборов».  С годами в трудовой книжке менялись только названия занимаемых должностей:  инженер-конструктор 3 категории, 2 категории, 1 категории, ведущий инженер, начальник тематического отдела, заместитель главного инженера КБ, заместитель директора по внешне-экономическим связям, заместитель директора по науке, заместитель директора по производству.

Далее, слово самому Александру Кирилловичу.

 

          В 2017 году исполняется 50 лет после окончания Сарапульского радиотехнического техникума и начала моей трудовой деятельности на Сарапульском радиозаводе. В том же 1967 году я поступил на вечернее отделение Сарапульского филиала ИМИ по специальности  «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Институт окончил без отрыва от производства в 1973 году.

          С самого начала трудовой деятельности и до настоящего времени занимаюсь любимым делом своей жизни – конструированием радиоаппаратуры, используя знания, полученные в техникуме и институте.

          Мои первые воспоминания об истоках любви к радиотехнике относятся к начальной школе: во втором классе на железный гвоздь я намотал провод и подключил батарейку. Гвоздь намагнитился. Захотелось понять, почему это происходит. В четвертом классе у меня уже крутился самодельный моторчик. Моторчик собственноручно был изготовлен из подковообразного магнита, полосок жести от консервной банки, проводов, изоленты, иголок и дерева. 

          Родители выписали журнал «Юный техник», купили книгу «Пионерское лето», в которой можно было найти все – от секретов построения простейших радиоприемников до маленькой гидроэлектростанции на ручье. Так что, полету фантазии и желанию все это попробовать, не было границ. Кроме того, я постоянно крутился со старшими ребятами в физическом кабинете и в кружке юных техников нашей сельской школы.

          Конечно, не хотелось бы идеализировать события. С позиции стороннего наблюдателя, с высоты жизненного опыта специалиста - все это может показаться маленьким и не заслуживающим внимания.  Тем более, что происходило всё это где то в глуши – в селе Ошья Куединского района Пермской области. До райцентра по бездорожью - 90 километров. Какое там может быть преподавание физики? Мало того, учитель физики жил в деревне Узяр и я до сих пор удивляюсь, как ему удавалось совместить суровый деревенский быт, удаленность и увлеченное преподавание? Как удалось привить стойкую тягу к знаниям?  Думаю, он хорошо понимал - за каждым малым достижением у ученика должны следовать удовлетворение и радость победы. Поэтому, в пятом классе у меня появился самодельный кораблик с самодельным электромотором и пропеллером, самодельный электрогенератор, детекторный приемник. В шестом классе учитель физики выдал мне на летние каникулы радиолампы и батареи питания - анодную и накальную (которые я вернул осенью полностью разряженными), и мне удалось построить двухламповый приемник.  В седьмом классе папа привез первые транзисторы и был изготовлен приемник на двух транзисторах. Не было возможности купить батарейки к этому приемнику -  и я сам делал гальванические элементы для его питания.

          Так что, вопрос - куда пойти учиться? - не стоял. Про институт в семье мы не думали, так как четверо детей родителям было бы просто не обеспечить. Значит, лучший вариант - это попытаться поступить в Сарапульский электромеханический техникум. Поступить удалось, хотя конкурс в 1963 году был более десяти человек на место. По сравнению с городскими ребятами в начале учебы я чувствовал себя весьма неуверенно.  Справиться с этой проблемой помог мне Юрков Юрий Фотеевич – преподаватель радиопередающих устройств, который вел в техникуме радиокружок. В радиокружке он научил меня тонкостям радиотехники,  дал транзисторы и другие радиодетали. Уже к концу первого семестра первого курса на зимние каникулы я поехал домой с самодельным карманным приемником. Надо было видеть удивление деревенских жителей, школьных учителей, когда они слушали и осматривали этот приемник в коробке из под шашек!  Информация, что уже есть карманные приемники, естественно была, но это казалось где-то там, далеко, не понятно кем и как создано, и почему работает.  В результате, вместе с маленькими успехами пришли уверенность в своих силах и мотивация к освоению профессии.

           Никогда не поздно начинать работу над собой. Но шансы стать высококлассным специалистом многократно повышаются, если на пути - в детстве и юности - встречаются хорошие и понимающие учителя. Вот почему я столь много внимания уделил «детскому» вопросу.

          В 1967 году, закончив техникум, я поступил в Сарапульский филиал Ижевского механического института. В институте уже все было по - серьезному. И техникум, и общение со специалистами в ходе выполнения разработок не могли дать системных теоретических знаний. Эти знания были получены от преподавателей института.

          Особенно хотелось бы выделить В.А. Дробинина, преподавателя математики. Своевременно, полно и доступно раскрывались сложнейшие темы.  Как результат - изменился сам процесс разработки новых изделий. Наполнился новыми идеями, смыслом и обобщениями. Я до сих пор считаю, что математика - действительно, важнейший из предметов,  основа всех наук. До сих пор, все разработки начинаются именно с построения математической модели, предварительных расчётов. И, конечно, значение математики в перспективе будет только возрастать.

 Еще один замечательный преподаватель - Данилов Юрий Валентинович. Он, в годы моей учебы, преподавал нам радиотехнику, основы СВЧ техники, антенно-фидерные устройства и вел лабораторные работы в своей лаборатории. До последнего времени специалисты в области СВЧ и антенной техники оставались, в силу специфики заводов Сарапула, не востребованными. Однако, со временем, все становится на свои места. И уже около 7 лет СВЧ техника осваивается на Сарапульском заводе, а мне приходится заниматься по роду своей деятельности в должности главного специалиста по НИОКР СРЗ именно этими вопросами.

          Безусловно, хочется отметить заслуги Подкина Юрия Германовича, который вносил и вносит огромный вклад в подготовку специалистов для предприятий нашего города и пользуется заслуженным авторитетом среди выпускников, специалистов и руководителей предприятий города. Ему удалось, казалось бы, невозможное – в лихие годы перестройки сохранить и развить кафедру, защитить докторскую диссертацию и стать профессором. Как член Государственной комиссии  института на протяжении многих лет, я вижу, как растет качество подготовки специалистов, уровень защиты дипломных проектов. Качество подготовки и востребованность специалистов являются лучшей характеристикой работы Юрия Германовича и возглавляемой им кафедры. Результат говорит сам за себя. Думаю, каких либо комментариев здесь не требуется.

                                                                                              А.К.Андреев

 

Материал подготовила

специалист СПИ

Алибалова И.И.